Чтение без увлечения или
почему ребёнок не хочет читать.
Сын спрашивает отца:
- Папа, а за сколько ты сможешь прочитать «Войну и мир»?
Отец отвечает:
- Думаю, баксов за сто, сынок...
В этом анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к
вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не
возьмутся за книгу ни за какие коврижки. Нечитающий ребёнок вызывает чувство
тревоги у тех, кто его любит. Не случайно в голове родственников рисуются
страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не
поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр. Оптимизма ради стоит
заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо
выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им
не стать. Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе.
Помните, как мы жадно «глотали» крапивинские новеллы, прячась с фонариком под
одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве
можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого
наслаждения. Ну и конечно, не хлебом единым жив человек… Не будем повторять
штампы о «сокровищнице мирового духа…» и пр.
Что провоцирует ребенка на нелюбовь или
равнодушное отношение к чтению?
Нечитающие родители.
Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с
рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму,
обложившуюся журналами «Лиза» - психологи и педагоги утверждают, что привить его
любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете
дамский форум, ребёнок воспылает любовью к Некрасову.
Неверный способ обучения чтению.
Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь
ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в
начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм»,
«Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ»,
а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом
недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А». Мама
нервничает, ребёнок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает
азбука с картинками («М» - машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для
малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука [м]
(твердый) и [м’] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где
звук [м] твердый), ребёнок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук [м]
мягкий). Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик
обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только
преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребёнку
и… по душе вам (Мама тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее
действенные методики – по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г.
Доман).
Неверный выбор книги.
Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для
«первого чтения». Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило
в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее),
чем они есть. Но самое главное – это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли
хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру,
эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные
полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.
Насилие.
Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот
момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и
гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите
свой педагогический пыл и не исправляйте каждую. Чтение должно ассоциироваться с
удовольствием!
Как добиться того, чтобы ребёнок испытывал
удовольствие
и радость от чтения?
Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность – малышу
очень важна Ваша поддержка в этом нелегком деле.
Отнеситесь ответственно к выбору книги.
Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это
важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько
строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие
динамики в сюжете – все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша.
Если ваш ребёнок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если
интересно читать маме, то будет интересно и ребёнку. Я до сих пор с огромным
удовольствием перечитываю истории о Вини-Пухе.
Создавайте книги сами!
Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной
книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя». Если фотоаппарат всегда с
вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не
портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо
с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком –
он будет в восторге .
Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но
читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата
психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает
несложные и яркие методы (цитируем по ее работе «Чтобы ребёнок любил
читать...»).
Метод Кассиля
Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему,
вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех
домашних) категорически уже нет времени на чтение ребёнку. Ребёнок без особого
энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему,
убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за
желание читать, и читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.
Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона,
где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а
подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо,
где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в
цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в
цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.
Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребёнку разрешают читать, только
когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать
несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в
виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента.
Чтение- радость и праздник. И это ребёнок должен знать каждый раз, когда берется
за книгу. Если ребёнок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот
метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)…»
Читайте ребёнку и вместе с
ребёнком!
Если вы думаете, что, читая
ребёнку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте
ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали
примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением,
подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с
ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что
произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения
истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные
нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала.
Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…».
взято с сайта http://myt-sch31.narod.ru/chtenie.htm
|